Какие кадры не попали в культовую ленту "Иван Васильевич меняет профессию" и почему

Как снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию"? Почему опасались, что он не выйдет? Что в итоге вырезали из картины?

Про советское кино мы рассказываем много и часто. Например, о том, как изменились актеры из «Москва слезам не верит». А давайте поговорим про не менее культовый фильм, про «Иван Васильевич меняет профессию»! Нет, не про его актеров. А о том, какие эпизоды в итоге вырезали из готовой ленты. Рассказывает Joinfo.com!

А в чем была проблема?

В начале семидесятых паника из-за «Ивана Васильевича» была вызвана хотя бы тем, что это экранизация пьесы Михаила Булгакова. По сути, что там изменилось? Главного героя переименовали в Шурика — потому что это был уже который фильм про Шурика, зачем же что-то менять. И время несколько «подогнали», плюс ряд типично «киношных» шуток добавился. Но нет, то, что это Булгаков, никого особо не напугало. Напугал ряд эпизодов...

 
 

Гайдай-то, собственно, с шестидесятых годов мечтал Булгакова экранизировать. Когда-то Булгакову запретили ставить эту пьесу. Ведь история о том, как в прошлом управляют государством такие «кадры», как Милославский и Бунша, могла запросто вызвать ряд ассоциаций с современностью… В конце концов Леонид Гайдай решился, попросив написать сценарий Владлена Бахнова: удобно жить на одном этаже с профессиональным сценаристом!  А вот Юрий Никулин, прочитав сценарий, сказал строго: эту картину положат на полку… И не стал играть Ивана Васильевича.

Актерский состав

Была мысль взять на эту роль Евгения Евстигнеева, Владимира Этуша… Но Этуш в итоге гораздо лучше вписался на роль доктора Шпака. Олег Видов хотел быть изобретателем машины времени, но Гайдай предпочел все-таки снимать новый фильм про Шурика, и позвал Демьяненко. Миронов, Невинный, Бурков и Юматов пробовались на роль Милославского, но Леонид Куравлев смотрелся гораздо органичнее в паре с Яковлевым. На роль царицы претендовала Наталья Гундарева, на роль жены управдома — Нонна Мордюкова.

Так что с эпизодами?

 

Например, ряд из того, что таки вошло в картину, было придумано прямо на съемках. Царь сел на магнитофон, заиграл Высоцкий, царь прослезился — это Гайдай придумал прямо на съемках. Поцелуй с Якиным внезапно вызвал у режиссера крик «Сплюнь!». Этуш сказал «Закусывать надо» экспромтом, Куравлев фразу «Храните деньги в сберегательной кассе!» закончил словами «Если, конечно, они у вас есть».

А потом?

 

А потом дирекция «Мосфильма» попросила ряд моментов аккуратно вырезать. Когда Бунша спрашивает «Кто банкет оплачивать будет?», должен был быть ответ «Народ, батюшка, народ», но заменили ее в итоге на «Во всяком случае, не мы!». Из реплики Бунши «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию» также убрали вторую часть фразы. Вместо «Москва. Кремль» в ответ на запрошенный адрес царя пришлось поставить абстрактные «палаты», чтобы не смеяться над Кремле. И хорошо хоть историю с Буншей-царем сохранили, так как назвали издевательством над Иваном Грозным…

 

Словом, замечает журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн, не так уж много и убрали. Так что мы все равно имеем возможность смотреть прекрасный фильм, великолепный полет творческой фантазии Гайдая на основе великого Булгакова! Кстати, почитать, как генсеки спасали кино от «отправления на полку», вы можете отдельно.


Ищите больше по теме: